Верх
e-mail: priroda24@yandex.ru
Всемирный день защиты животных
«Пусть всё, что имеет жизнь, будет избавлено от страдания.»
Сиддхаттха Гаутама
Решение отмечать этот международный день, призванный обратить внимание человечества на проблемы остальных обитателей планеты Земля, было принято во Флоренции (Италия), в 1931 году, на проходившем там международном конгрессе сторонников движения в защиту природы.
Интересно, что дата проведения всемирного дня защиты животных, была выбрана не случайно: 4 октября - день памяти о Франциске Ассизском, одном из самых почитаемых в католической церкви святых, которому, несмотря на собственные жизненные невзгоды и тяготы подвижничества, было присуще поэтическое воззрение на мир. Его философия отчасти перекликается с жизненной позицией Дерсу Узала, знаменитого проводника и друга В.К. Арсеньева: Франциск находил живую душу во всем живущем, сострадание преобразилось в нём в сочувствие, охватывавшее всю природу, одушевлённую и неодушевлённую. Братская любовь ко всякой твари побуждала Франциска поднимать с дороги червяков, чтобы их не раздавили, выкупить ягнёнка, которого вели на бойню, освободить зайчонка, попавшегося в капкан, обращаться с наставлениями к птицам в поле, просить огонь, когда ему делали прижигание, не причинять слишком много боли… Неудивительно, что Ассизский считается у католиков покровителем животных, поэтому участники конгресса и остановились именно на этом дне.
Франциск Ассизский |
Конечно, Франциск Ассизский не был первым, кто осознал ценность живых существ не с точки зрения потребительства. Ещё в 5 веке до н.э. древнегреческий философ и математик Пифагор советовал строго наказывать детей, убивавших насекомых. В защиту животных выступали философ Порфирий и поэт Гораций, историк Плутарх и государственный деятель Сенека….
История сохранила любопытные факты правления одного из японских сёгунов, руководившего страной с 1680 по 1709 год. Его имя - Токугава Цунаёси, однако в хрониках он более известен под прозвищем Собачий сёгун. Цунаёси был назван так за свой указ «О запрете лишения жизни живых существ», изданный в 1687 году, запрещавший под страхом смерти убивать бродячих собак, кошек и загнанных лошадей. Объектом действия последовавших вслед за первым указов стали собаки, лошади, коровы, кошки, курицы, черепахи, змеи и рыба, которой было запрещено торговать на рынках. Суровые наказания, включавшие изгнание, долгое тюремное заключение и смертную казнь, были введены за убийства животных, в первую очередь - собак.
Зоозащитная деятельность японского владыки поначалу не слишком ущемляла права населения страны, однако, вскоре указы, выпускавшиеся чуть ли не ежедневно, наделили животных бо́льшими правами, чем людей. Например, cо стаей собак, уничтожающей посевы, надлежало обходиться особым образом: прежде всего крестьянам нужно было поклясться, что ни одна собака не пострадает. Затем ласками и уговорами попросить животных уйти. При этом категорически запрещалось кричать, что-либо кидать и выказывать неуважение к зверям. Население одной из деревень было казнено, когда закон был нарушен. За грубое слово в адрес уличной собаки, к которой надлежало обращаться лишь как «о-ину сама» («высокоблагородие Собака»), нарушителя ожидало телесное наказание - побивание палками. Для бездомных псов, стаями которых кишела столица государства Эдо, по распоряжению Цунаёси впервые в мировой истории была создана сеть вместительных (до 50000 животных) приютов. Собакам полагалось трёхразовое питание в размере, в полтора раза превышавшем рацион крестьянина, работавшего в поле. Содержание приютов осуществлялось на средства налогоплательщиков.
После смерти Цунаёси, завещавшего, чтобы его распоряжения относительно животных выполнялись вечно, указы были отменены преемником-племянником через десять дней.
Можно только догадываться о мотивации японского правителя – приверженность ли к конфуцианству, грехи ли прошлой жизни, мешавшие появлению наследника, однако факт остается фактом: его указы – первые из известных законодательных актов в мире, защищающих права животных.
Цунаёси – не единственный глава государства, чьё имя история связала с животными. Китайский император Чжу Чжаньцзи (1398-1435) известен искусствоведам как художник-анималист, мастер изображения собак и обезьян. Скульпторы и художники-анималисты всех времён и народов вообще сыграли большую роль в популяризации животных. Наиболее знамениты в этом жанре Франс Снейдерс, Ян Вильденс, Ян Фейт, Давид Конинк, Мори Сосэн, Жак Лоран Агассе, Карл Кунтц, Эжен Делакруа, Пётр Клодт, Филипп Руссо, Йозеф Вольф, Брайтон Ривьер, Генрих фон Цюгель, Август Гауль, Франц Марк, Василий Ватагин, Евгений Чарушин, Константин Флёров, Николай Кондаков, Рьен Пуртвлиет, Роберт Бейтман…
Но самым известным, пожалуй, является Паулюс Поттер (1625-1654) со своим произведением «Наказание охотника». На нём один из лучших представителей золотого века голландской живописи изобразил разные виды охоты: на дикую козу, льва, буйвола… Вот медведя травят собаками, на волка идут с рогатиной… Это обезьян ловят на сладком: ловцы уже наготове; леопарда берут обманом: он бросится на своё отражение в зеркале и клетка захлопнется. Эти сцены охоты художник изобразил на одном полотне, а в центре поместил такую фантастическую картину: звери поймали охотника и устроили над ним суд. Охотник наказан, радостно пляшут звери… Более 300 лет назад Паулюс Поттер поднял свой голос в защиту природы. Этот голос звучит и сегодня…
Паулюс Поттер "Наказание охотника". Фрагмент |
Идея проведения Международного дня защиты животных прижилась по всему миру, различные мероприятия, посвященные этой дате, ежегодно проходят более чем в 60 странах. И сотрудники заповедника «Ханкайский» призывают вас провести 4 октября с пользой для всего живого.
Материал подготовлен отделом экологического просвещения
ФГБУ «Государственный заповедник «Ханкайский»